КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Автор(и)

  • И. А. Царик Белорусский государственний педагогический университет имени Максима Танка https://orcid.org/0000-0003-4065-1839
  • И. В. Гордеева Белорусский государственний педагогический университет имени Максима Танка https://orcid.org/0000-0003-2389-0889

Ключові слова:

будущий специалист, физическая культура и спорт, коммуникативная компетентность

Анотація

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетентности будущих учителей, обучающихся по специальности «Физическая культура» со специализацией «Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность». Коммуникативная компетентность специалистов в области физической культуры и спорта рассматривается как одна из базовых характеристик профессиональной компетентности современных специалистов.

Цель статьи – выявить сущность, содержание и структуру коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях образовательного процесса учреждения высшего образования с учетом специфики, связанной со специализацией «Физкультурнооздоровительная и туристско-рекреационная деятельность».

Методология базируется на базовых современных положениях педагогической науки, психологии и отображает взаимосвязь методологических подходов к изучению сущности и структуры коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта.

Научная новизна: уточнена сущность коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта, раскрыты ее структурные компоненты, содержательное наполнение которых обусловлено спецификой будущей профессиональной деятельности.

Выводы: коммуникативная компетентность будущих специалистов физической культуры выступает неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности и представляет собой осознание личностной и социальной значимости эффективного профессионального общения, целостную систему знаний об особенностях взаимодействия с обучающимися и потребителями туристско-рекреационных услуг в учебно-тренировочном процессе, способность проявлять гибкость в нестандартных ситуациях профессионального взаимодействия. Структура коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта представлена мотивационно-ценностным, когнитивно-деятельностным и поведенческо-волевым компонентами, содержательное наполнение которых обусловлено спецификой профессиональной деятельности.

Біографії авторів

И. А. Царик, Белорусский государственний педагогический университет имени Максима Танка

Кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики
Белорусского государственного педагогического
университета имени Максима Танка
(Минск, Беларусь)

И. В. Гордеева, Белорусский государственний педагогический университет имени Максима Танка

Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
Белорусского государственного педагогического
университета имени Максима Танка
(Минск, Беларусь)

Посилання

Gordeeva, I. V. (2011). Osobennosti kommunikativnoj kompetentnosti budushchih specialistov fizkul’turnoozdorovitel’noj deyatel’nosti [Features of the communicative competence of future specialists of physical culture and recreation activities]. Teoretiko-metodicheskiye aspekty fizicheskoy kul’tury, sporta i turizma: Sbornik nauchnyh statei prepodavatelej fakul’teta fizicheskoj kul’tury MGPU im. I P. Shamyakina – Theoretical and methodological aspects of physical culture, sports and tourism: collection of scientific articles of teachers of the faculty of physical education, State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin, 19-24. Belarus, Mozyr’

Gusinec, E.V. (2018). Osobennosti potrebitel’skih predpochtenij zhitelej g. Gomelya v vybore fizkul’turnoozdorovitel’nyh uslug [Features of consumer preferences of residents of Gomel in the choice of sports and health services]. Ekonomicheskaya nauka segodnya. Sbornik nauchnyh statei BNTU – Economic science today: collection of scientific articles of BNTU, 8, 194-203. Belarus, Minsk.

Denisova, M.V. (2006). Formirovanie professional’noj kompetentnosti budushchih specialistov sfery turistskogo servisa [Formation of professional competence of future specialists in the field of tourist services]. Extended abstract of candidate’s thesis. Chelyabinsk, Russia [in Russian].

Divnenko, O.V. (2004). Formirovanie kommunikativnoj kompetencii: teoretiko-metodologicheskie osnovy [Formation of communicative competence: theoretical and methodological foundations]. Institut mezhdunarod. soc.-guman. svyazej – Institute international social-human. connections. Moskva, Russia [in Russian].

Kostihina, N. M. (2005). Akmeologicheskie aspekty professional’no-pedagogicheskoj podgotovki specialist po fizicheskoj kul’ture i sportu [Acmeological aspects of professional and pedagogical training of a specialist in physical culture and sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury – Theory and practice of physical culture, Vol. 10, 21-28. Retrieved from http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2005N10/p12-16.htm [in Russian].

Surnin, D.I. (2013). Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti budushchih specialistov fizicheskoj kul’tury i sporta v vuze [Formation of communicative competence of future specialists of physical culture and sports at the university]. Candidate’s thesis. Mahachkala [in Dagestan].

Downloads

Опубліковано

23.01.2024

Номер

Розділ

ПІДГОТОВКА ФАХІВЦІВ У СИСТЕМІ ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ