КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Автор(и)

  • Т. А. Мартиросова Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0002-2193-3120
  • Т. Н. Поборончук Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0003-0080-2778
  • Л. Н. Яцковская Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0001-6510-1118

Ключові слова:

бакалавр, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессионально важные качества

Анотація

Цель исследования – научно обосновать концептуальные положения совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров-инженеров в техническом вузе (по профилю лесное дело), теоретически обосновать необходимость её совершенствования; установить её специально ориентированную направленность по профилю лесное дело; разработать и реализовать соответствующее педагогическое обеспечение; разработать, внедрить в образовательный процесс вуза модель ППФП. В соответствии с целью исследования, опираясь на изучение научных источников, определена методологическая основа: культурологический, средовый, системный, личностно деятельностный, компетентностный подходы и вытекающие из них принципы.

Научная новизна. Установлена специально ориентированная направленность ППФП, которая в рамках концептуальных положений отражает авторский подход к формированию профессионально важных качеств, профессионально-прикладных знаний, двигательных умений и навыков, необходимых в конкретной профессиональной деятельности. Выявлены педагогические факторы и условия, позволяющие обосновать, разработать и реализовать педагогическое обеспечение специально ориентированной ППФП. Разработано педагогическое содержание.

Выводы. Обоснованные концептуальные положения ППФП бакалавров-инженеров по профилю лесное дело позволили решить важную проблему в подготовке высококвалифицированных профессиональных конкурентно способных кадров высокой степени адаптации, способных быть субъектами профессиональной деятельности, вносит существенный вклад в решение проблемы профессионализации будущих специалистов средствами физической культуры, обогащает высшее профессиональное образование в целом.

Біографії авторів

Т. А. Мартиросова, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева

Доктор педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный университет
науки и технологий имени М. Ф. Решетнева
(Красноярск, Российская Федерация)

Т. Н. Поборончук, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева

Кандидат технических наук, доцент,
Сибирский государственный университет
науки и технологий имени М. Ф. Решетнева
(Красноярск, Российская Федерация)

Л. Н. Яцковская, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева

Кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный университет
науки и технологий им. М.Ф. Решетнева,
(Красноярск, Российская Федерация)

Посилання

Аlekseeva, T. V. (2008). Formirovanie gotovnosti budushhikh menedzherov obrazovaniya k upravlencheskoj deyatel'nosti [Formation of readiness of future education managers for managerial activities]. Teoriya i praktika professional'nogo obrazovaniya: pedagogicheskij poisk – Theory and practice of professional education: pedagogical search. Yekaterinburg, Russia.

Аnishhenko, V. S. (2009). Fizicheskaya kul'tura: uchebnoe posobie [Physical culture: textbook]. Metodikoprakticheskie zanyatiya studentov – Methodological and practical classes for students. Sankt-Peterburg, Russia.

Babushkin, G. D. (2012). Psikhodiagnostika lichnosti pri zanyatiyakh fizicheskoj kul'turoj i sportom [Psychodiagnostics of the individual in physical education and sports]. Omsk, Russia: SibGUFK.

Bespal'ko, V. P. (1989). Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo protsessa podgotovki spetsialistov: uchebno-metodicheskoe posobie [System-methodical support of the educational process of training specialists: educational and methodical manual]. Moscow, Russia: Higher school.

Bondarenko, S. А. (2004). Formirovanie professional'noj gotovnosti konkurentosposobnogo spetsialista. [Formation of professional readiness of a competitive specialist]. Modernizatsiya vysshej shkoly: obespechenie kachestva professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii – Modernization of higher education: ensuring the quality of professional education: materials of the all-Russian scientific and practical conference. (1), 188-207.

Vilenskij, M. YA. (2002). Gumanitarnye orientiry fizicheskoj kul'tury v podgotovke spetsialistov [Humanitarian guidelines of physical culture in the training of specialists]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka – Pedagogical education and science. (3), 14-18.

Vyshakovskaya, I. R., SHul'ga, E. V. (2014). Inzhener po okhrane lesa [The engineer on forest protection]. Kem byt'? – Who to be. (1), 16-18.

Davidenko, А. I. (2005). Organizatsiya i soderzhanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki studentov tekhnicheskikh vuzov [Organization and content of professional and applied physical training of students of technical universities]. Candidate’s thesis. Krasnodar, Russia.

Dinaev, B. M. (2009). Sovershenstvovanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov v vuzakh pozharno-tekhnicheskogo profilya [Improvement of professional and applied physical training of cadets in higher education institutions of fire-technical profile]. Abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Shuya.

Evseev, YU. I. (2010). Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Uchebnoe posobie – Textbook. Rostov-onDon, Russia: Phoenix.

Ezhkov, E.P. (2005). O professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovke studentov tekhnologicheskikh vuzov [About professional and applied physical training of students of technological universities]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury – Theory and practice of physical culture. (3), 27-34.

Ignatova, V. V. (2006). Pedagogicheskie faktory dukhovno-tvorcheskogo stanovleniya lichnosti v obrazovatel'nom protsesse [Pedagogical factors of spiritual and creative development of the individual in the educational process]. Monografiya. Krasnoyarsk, Russia: SibGTU.

Kalenikova, N. G. (2004). Konstruktivnaya metodika professional'no-prikladnaya fizicheskoj podgotovki sredstvami pauehrliftinga studentov tekhnicheskogo universiteta [Constructive method of professional and applied physical training by means of powerlifting of students of technical University]. Abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Smolensk, Russia.

Klimov, E. А. (2014). Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya i ehrgonomika. Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [Labor psychology, engineering psychology and ergonomics]. Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata – Textbook for academic baccalaureate. Moscow, Russia: Yurayt Publishing house.

Kobyakov, YU. P. (2012). Fizicheskaya kul'tura. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Physical Culture. The basics of a healthy lifestyle]. Uchebnoe posobie – Textbook. Rostov-on-Don, Russia: Phoenix.

Madel'yan, А. L. (2001). Organizatsionno-metodicheskie aspekty sovershenstvovaniya professional'noj podgotovki spetsialistov fizicheskoj kul'tury i sporta v usloviyakh kurortnoj zony [Organizational and methodological aspects of improving professional training of physical culture and sports specialists in the conditions of the resort zone]. Abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Maykop.

Martirosova, T. А. (2016). Formirovanie gotovnosti k trudovoj deyatel'nosti budushhego bakalavra v obrazovatel'nom protsesse vuza [Formation of readiness for work of the future bachelor in the educational process of the University]. Dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Krasnoyarsk, Russia.

Pleskacheva, O. YU. (2012). Integrativnyj podkhod k formirovaniyu tekhnologicheskoj kompetentnosti budushhikh inzhenerov v vuze [Integrative approach to the formation of technological competence of future engineers at the University]. Abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Bryansk, Russia.

Downloads

Опубліковано

15.03.2024